Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Дальневосточные промысловики могут потерять добычу краба

Фильтры

Регион

Новости

Дальневосточные промысловики могут потерять добычу краба

Долгожданные и отчасти скандальные изменения в сфере промысла краба предложены к публичному обсуждению. Заверения Росрыболовства о выходе документа на «финальную стадию согласования» подтвердились лишь полтора года спустя, сообщает ИА «Хабаровский край сегодня». 


Напомним, в 2017 году дальневосточные промысловики были встревожены просочившимися в СМИ сведениями о возможном введении аукционов на добычу краба взамен существующих «исторических принципов». Рыбаки хором заявляли: действующее законодательство за прошедшие 10 лет доказало эффективность, в отрасли наведён порядок и обеспечена прозрачность, продажа крабовых квот «с молотка» приведёт только к гонке за быстрой прибылью и предприятия перестанут вкладываться в строительство нового флота.

6 февраля 2019 года предлагаемые изменения в закон были официально опубликованы и руководитель Росрыболовства Илья Шестаков предложил всем заинтересованным сторонам начать обсуждение возникших вопросов. В документе предлагается ввести квоты нового вида - на добычу краба в инвестиционных целях. Это подразумевает, что 50% общего допустимого улова ценного ресурса будут выставлены на аукцион – и предложившая за лот лучшую цену компания получит возможность 10 лет добывать деликатесный товар, с обязательством по строительству на территории России ряда объектов, включая новые промысловые суда. Оставшаяся половина объёмов краба и право на добычу других менее ценных водных биологических ресурсов останется за «историческим принципом».

- Разработанный законопроект - во многом компромиссный вариант, - заявил Илья Шестаков. – Мы обсуждаем использование аукционной системы только по крабам, то есть по тем объектам, у которых очень высокая рентабельность – 80-90%, и то речь идет только о 50% квот. Это означает, что предприятия, уже работающие в этом секторе, смогут продолжить свою деятельность. 

Обсуждение законопроекта будет, вероятно, долгим и громким, но и промысловики и судостроители хотя бы увидели контуры новых правил игры. При этом часть дальневосточных рыбаков всё так же заявляет, что аукционы не приведут ни к чему хорошему, но есть и те, кто за. 

- Проект федерального закона преследует цель повышения экономической эффективности от предоставления в пользование квот крабов, - уверен член общественного совета Министерства по развитию Дальнего Востока, эксперт Общественной палаты РФ, председатель совета директоров «Русской пелагической исследовательской компании» из Владивостока Олег Братухин. - Для экономики Дальнего Востока и страны в целом новые правила должны сыграть позитивную роль. Это существенно большие поступления в бюджет - в силу продажи квот на аукционах и, соответственно, загрузка отечественных судостроительных мощностей. Кстати, это как раз сегмент судов для Хабаровского судостроительного завода, который сейчас недозагружен. Пожалуй, краболовы - это один из немногих типов судов, которые в Хабаровске могут успешно строить, это полностью их ниша. Пока же, как известно, под инвестиционные квоты на дальневосточных верфях не заказано ни одного судна: все они - более 30 единиц, строятся на западных заводах, несмотря на то, что 70% квот находятся у нас на Дальнем Востоке.

 
 Как отмечает Братухин, у дальневосточных рыбаков продажа части крабовых квот на аукционе вызвала вполне понятный негативный отклик, поскольку сейчас за часть квот придётся платить сполна. Но ведь речь идет о самых эффективных биоресурсах, которые обеспечивают уровень рентабельности под 100% и имея такие доходы на протяжении 15 лет справедливо начать частично делится с обществом. В целом же, с учетом существенного увеличения общих допустимых уловов крабов, ни о каком банкротстве или сокращении судов или численности рабочих мест на Дальнем Востоке речи не идет. Напротив, готовые инвестировать средства в развитие отечественной экономики путем заказа строительства новых судов на отечественных верфях компании могут существенно увеличить свои квоты и получить реальное развитие. 

- Если не принимать во внимание «мутную» подачу самого аукционного принципа закрепления инвестиционных квот, мне не понятно, почему эти изменения называют скандальными, - говорит Олег Братухин. - Напротив, наконец-то появляются ростки государственной политики в части использования биоресурсов на благо общества и развития смежных отраслей экономики. Инвестиционные квоты – это, пожалуй, первый прецедент в российском рыболовстве появления государственной политики, направленной на обновление флота. Сейчас мы дожили до того, что самый эффективный ресурс - краб, облавливается самым морально и физически устаревшим флотом, на который смотреть страшно, не то что ходить на нем в море. Это японские и корейские шхуны, построенные 30-40 лет назад совсем для других целей и впоследствии переоборудованные под краболовов. Во многих случаях их эксплуатация реально небезопасна для экипажей. Флот – это лицо страны. От уровня флота, от того, насколько он современен, зависит его экономическая эффективность. И здесь мы пока очень далеки от идеала. Эту ситуацию нужно менять. 

Олег Братухин настаивает: государственная политика не должна допускать использование наших биоресурсов для развития конкурирующих экономик – то, строительство краболовов и траулеров для промысла минтая в Китае и Турции, что мы наблюдаем сегодня. 

Дальневосточные промысловые компании действительно могут потерять валютоёмкий ресурс, если не заплатят за право добычи краба нормальную цену. Участвовать в аукционах и покупать лоты могут все, и для бизнеса это действительно будет дополнительная нагрузка, но экономика региона и страны в целом должна только выиграть. Особенно, если приобретённые на торгах квоты обяжут покупателя ещё и построить на одной из дальневосточных верфей новый добывающий флот. 

Источник: todaykhv.ru

Также в разделе

Комментарии (0)